Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность профессиональной адаптации будущих специалистов с ограниченными возможностями здоровья в рамках профессионально-ориентированного подхода; представлены требования прикладной подготовки специалиста, связанные с характером предстоящей трудовой деятельности и обеспечение необходимого уровня профессиональной адаптации будущих специалистов, развития их профессионально важных качеств, способствующих более успешному овладению профессией и дальнейшему в ней совершенствованию. Цель статьи — обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективной организации профессионально-прикладной физической культуры со студентами, имеющими ограничения в состоянии здоровья.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме профессионально-прикладной физической подготовки, образованию и обучению студентов специальных медицинских групп и формирования педагогического процесса, в ходе которого у студентов с ограниченными возможностями здоровья в достаточной степени обеспечивается увеличение диапазона функциональных возможностей организма, позволяющего формировать профессиональную адаптацию; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, методы статистической обработки данных.
Результаты. Разработана педагогическая модель прикладного физкультурного образования (ПФО), способствующая на уровне физического преобразования созданию возможностей и способностей результативно осуществлять трудовую деятельность, продуктивно выполнять профессиональные задачи будущих специалистов с ограниченными возможностями здоровья; авторами представлена поэтапное формирование прикладного физкультурного образования, на основе которого осуществляется тактика работы преподавателя физической культуры, включающая педагогические условия, обеспечивающие эффективность и гибкость обучения за счёт вариативного использования традиционных и инновационных методов и форм профессионально-прикладной физической подготовки; выявлены и описаны совокупность показателей, соответствующие функциональной подготовленности студентов с ограниченными возможностями здоровья, отражающих увеличение диапазона адаптационных возможностей организма.
Обсуждение. Подчеркивается, что реализация профессионально-прикладной физической подготовки в рамках ПФО позволяет создать эффективную профессиональную адаптацию будущих специалистов с ограниченными возможностями здоровья, выступая как один из действенных инструментов реализации потенциальных возможностей улучшения состояния здоровья и физической подготовленности.
Заключение. Делается вывод о том, что проведение определенной педагогической работы на каждом этапе при реализации модели, предполагает выведение студента на более высокий уровень сформированности профессиональной адаптации.
профессиональная адаптация; студенты; прикладная подготовка; здоровье; вуз
– определены составляющие прикладного физкультурного образования;
– разработана педагогическая модель, способствующая созданию условий для профессионально-прикладной физической подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья;
– представлены этапы формирования профессиональной адаптации в вузе, включающие соответствующие уровни и критерии.
Викторов, Д. В. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ [Текст] / Д. В. Викторов, Е. Ю. Никитина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 6. — С. 144-160. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.50.49.009.
1. Раевский Р. Т., Канишевский С. М.. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений : учеб.-метод. пособие Одеcса : Наука и техника, 2010. – 380 с.
2. Фурманов А. Г., Юспа М. Б. Оздоровительная физическая культура : учеб. для студентов вузов. Минск : Тесей, 2003. – 528 с. – ISBN: 985-463-074-9
3. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студентов : учебное пособие. М. : Альфа-М, 2003. – 352 с.
4. Современные подходы к совершенствованию физического воспитания и спортивной деятельности учащейся молодёжи : материалы 2-й Международной научно-практической конференции 19–20 октября 2013 г., Суздаль. Владимир: Издательство ВлГУ. 2013. – 315 с.
5. Манжелей, И. В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды : монография. Тюмень, 2005. – 441 с.
6. Московченко, О. Н. Оптимизация физических и тренировочных нагрузок на основе индивидуального адаптивного состояния человека : монография. – М. : ФЛИНТА, Наука, 2012. – 312 с.
7. Крайник В. Л., Кольева В. В. Теоретический анализ проблемы формирования готовности будущих учителей физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 218–221.
8. Янчик Е. М., Киекпаева О. В. Формирование профессиональной компетентности специалиста по физической культуре // Наука ЮурГУ : материалы 68-й научной конференции, 05–07 апреля 2016 г., Челябинск ; Министерство образования и науки Российской Федерации ; Юж-но-Уральский государственный университет. Челябинск : Издательство «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2016. С. 1344–1350.
9. Viktorov D.V. & Korneyeva S.V. (2018), “Actualization of the professionally applied physical training of students with disabilities”, European journal of physical education and sport, no. 6 (1), pp. 31–37.